Высшая Школа Бизнеса ГУУ | Статьи, обзоры, информационные подборки
Заказать обратный звонок

Повышение квалификации
Контакты
109542, Москва, Рязанский проспект, 99, Главный учебный корпус (вход со стороны Рязанского проспекта), 1-й этаж, от поста охраны налево до конца коридора
Проезд: станция метро "Выхино"
mba@guu.ru
Мы в социальных сетях:
Заказать обратный звонок
Отзывы
Я благодарю коллектив ВШБ ГУУ за два прекрасных года обучения в стенах Государственного Университета Управления! МЕГЛИЦКИЙ АНАТОЛИЙ ГЕОРГИЕВИЧ
Курс General Management программы MBA высшей школы бизнеса ГУУ превзошел все мои ожидания, и я остался очень доволен результатом. ОЗЕРОВ НИКОЛАЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ
+7 (985) 362-00-40
После 18:00
Ежедневно10:00 – 18:00
Предпосылки разработки стратегии развития национальной логистической системы рос

24 / 10 / 2014

Д.В. Петухов
кандидат экономических наук, доцент
(ГУУ, г. Москва)

Государственный университет управления,кафедра логистики, доцент, к.э.н.

При очевидной разработанности в теории и подтвержденной практической деятельностью необходимости разработки транспортной стратегии развития на макроуровне, зачастую остается за скобками проблема развития макро логистической системы. Такой подход представляется устаревшим и ограниченным. Речь в данном случае должна идти о разработке стратегии именно национальной логистической системы. Попробуем продемонстрировать актуальность и необходимость в использовании данного тезиса следующими рассуждениями.

На современном этапе, при формировании многоуровневой иерархической интегрированной системы целесообразно начинать с заданного процесса и явления на нижнем уровне с таким расчетом, чтобы координация взаимодействующих подсистем содействовала достижению целей более высокого уровня, охватывая все более и более обширные части системы. Постепенно вся система превращается в интегрированную цепь поставок с постоянным алгоритмом взаимодействий.

Преимуществом формирования многоуровневых иерархических структур управления является то, что представляется возможность учитывать интересы всех уровней: предприятий, цепей поставок, территорий. При этом возможна реализация следующих возможностей:

  • координация воздействий на всех уровнях логистической системы в направлении достижения целей экономической системы;
  • формирование интегрирующей управляющей системы в цепях поставок;
  • моделирование межорганизационных взаимодействий в логистической системе региона на основе стратифицированного подхода; • решение сложных системных задач на основе иерархии подзадач;
  • формирование условий быстрой адаптации логистической системы к изменениям рыночных условий.

Построение эффективной цепочки поставок на микро уровне в российских условиях многими экспертами считается целью труднодостижимой и даже преждевременной. Причины этого следующие:

  1. Уровень доверия между отечественными компаниями – потенциальными партнерами по цепочке поставок – пока еще довольно низок.
  2. Недостаточный уровень законодательной и нормативной базы в области логистики и УЦП, в частности, таможенное законодательство осложняет эффективную организацию перемещений товара по международным цепям поставок.
  3. Снение низкого уровня развития логистических инфраструктур.
  4. Недостаточный уровень использования современных логистических технологий и технологий УЦП.
  5. Ограничение инвестиций в логистическую инфраструктуру компаний (в том числе иностранных инвестиций).
  6. Недостаточный уровень квалификации персонала компаний в области логистики и УЦП.
  7. Рынок логистических услуг (аутсорсинг) находится в стадии формирования, в частности отсутствует действенная система сертификации логистического сервиса.

Все эти причины затрудняют согласованное развитие бизнеса как цепочки поставок, в которую включены также сторонние поставщики и дистрибьюторы, и, следовательно, сужает область применения логистической концепции и УЦП, сводя их к немногим вертикально-интегрированным российским холдингам, строящим в основном собственные цепочки дистрибуции и логистику.

Также необходимо отметить, что отечественные научно-исследовательские изыскания в данной области разрознены и охватывают только отдельные локальные проблемы и частично решают некоторые отраслевые задачи.

Национальная логистическая школа слаба развита (ничтожно мало кандидатских и докторских диссертаций, развивающие, уточняющие и дополняющие в основном исследования зарубежных специалистов, осуществленных в прошлом веке, их современные исследования стоят очень дорого и по финансам недоступны нашим аспирантам, а отечественных бизнесменов интересуют только проблемы собственного бизнеса, фундаментальные разработки практически отсутствуют и т.д.).

Вся практическая логистика в стране ориентирована фактически только на материальные потоки, на искусство доставки в бизнесе, так как это практиковалось в конце прошлого века в мировой практике развитых государств. Лишь частично в России развивается материальная и информационная логистика, а остальные как бы приданы только для обслуживания материальных потоков. Тогда как в современном мире финансовая и сервисная логистика уже сама формирует потоки товарных продуктов материальных и нематериальных, которые требуют организации, управления, контроля и оптимизации. Практически отсутствуют работы также по логистике основных фондов, результатов интеллектуальной деятельности, инноваций, инвестиций и т.д.

Кроме того, в отечественных исследованиях отсутствует подход к формированию иерархической структуры управления национальной логистической системой, отличный от применения традиционного регионального деления: Российская Федерация – субъекты Федерации – элементы субъектов, что, безусловно, методологически сдерживает развитие данного направления в логистике. Между тем разнородность среды функционирования логистических систем определяется не только административными границами субъектов Федерации, а также экономическими, политическими и социокультурными факторами. В этой части представляется более полезным вернуться (или создать заново) к системе экономического районирования, так как субъекты Федерации слишком малы и, зачастую однородны, а Федеральные округа слишком велики и разнородны для адекватного представления их потребностей и перспектив развития региональных логистических систем. Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью утверждать, что не только в России, но и в мире не существует комплексного подхода к анализу практических проблем развития НЛС, прогнозированию дальнейшего развития и формированию оптимальной НЛС.

Поэтому, прежде всего необходимо определить, что такое НЛС, ее структура и что будет являться предметом НЛС. В этой связи представляется обоснованным следующие определения. А именно, структура НЛС – это способ организации связей и отношений между ее подсистемами. При разработке структуры НЛС задается описание подсистем и связей между ними, распределение задач по уровням и подсистемам, выбор комплекса средств, обеспечивающих их эффективное решение. Предмет национальной логистической системы – планирование, организация и управление процессами движения материальных и сопутствующих потоков в границах страны с целью их оптимизации и согласования как с региональными и межрегиональными потребностями, а также страны в целом и межстрановыми взаимодействиями. При этом НЛС должна быть обеспечена соответствующей логистической инфраструктурой, включающей материально-техническую систему, предназначенную для обеспечения товародвижения.

Итогом данной постановки проблемы должна стать попытка решение вопроса разработки (и соответствующего научного обоснования) комплексной программы развития НЛС России. В рамках решения данной проблемы будет необходимо решение следующих основных научно-практических задач:

  • определение базовых закономерностей, принципов и подходов к развитию национальной логистической системы;
  • выявление эволюционной связи методологий и парадигм логистики, раскрытие сущностных аспектов функционирования НЛС;
  • разработка методик, инструментов, механизмов создания (реконструирования, реинжиниринга) и развития НЛС с безусловным учетом регионального компонента.

Несмотря на актуальность вышеперечисленных задач и определенную разработанность отдельных направлений, очерченных данными проблемными областями, можно с уверенностью констатировать, что приемлемого исследовательского аппарата теоретического описания и методического обеспечения выработки практических решений по формированию и эффективному функционированию НЛС до сих пор не сформировано. Что, в свою очередь, сдерживает общее социально-экономическое развитие России.

Если представить план решения вышеперечисленных задач более подробно, то возможно представить следующий примерный перечень и последовательность работ в данном направлении:

  1. Исследование теоретико-понятийного аппарата и систематизация подходов к определению национальной логистической системы на основе мирового опыта.
  2. Классификация методов проектирования, управления и разработка комплексной методики прогнозирования развития НЛС.
  3. Разработка стратегического подхода к проектированию и обеспечению эффективного функционирования НЛС.
  4. Исследование негативных последствий влияния недостаточно развитой НЛС на экономику России в целом.
  5. Выявление основных факторов, сдерживающих развитие НЛС России и требующих кардинальных регулирующих действий на макроуровне.
  6. Разработка практических рекомендаций по формированию НЛС.
  7. Определение экономического и синергетического эффектов от внедрения разработанных рекомендаций по повышению эффективности российской НЛС.

В любом случае, с использованием данного подхода или без него, разработка интегрированной комплексной программы развития НЛС может послужить мощным фактором социально-экономического России.

Библиографический список

1. Аникин Б.А., Агарков А.П., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: монография. – М.: Хлебпродинформ, 2009. – 215 с.

Мы доказали наши успехи
Наши выпускники
это топ менеджмент
ржд втб24 Майкрософт Комстар
альфабанк Вимм-билль-данн Азбука вкуса Газпромбанк
Мослифт JVC Каро фильм Аэрофлот
Мосэнерго Акадо inline Эконика
georgia pacific bmcsoftware ростелеком hp
Кондитеры Разгуляй абм партнер тнк bp
home credit bank сухой Билайн би эй си
сбербанк россии куда ru газпром медси
luxe media group ИОН цифровой центр Система нижфарм
неоторг
Подать заявку на консультацию
оставьте заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время

loading...
Заполняя данную форму, Вы подтверждаете
Согласие на обработку персональных данных.
Заказать обратный звонок
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время
Заполняя данную форму, Вы подтверждаете
Согласие на обработку персональных данных.