Предпосылки разработки стратегии развития национальной логистической системы рос
24 / 10 / 2014
Д.В. Петухов
кандидат экономических наук, доцент
(ГУУ, г. Москва)
Государственный университет управления,кафедра логистики, доцент, к.э.н.
При очевидной разработанности в теории и подтвержденной практической деятельностью необходимости разработки транспортной стратегии развития на макроуровне, зачастую остается за скобками проблема развития макро логистической системы. Такой подход представляется устаревшим и ограниченным. Речь в данном случае должна идти о разработке стратегии именно национальной логистической системы. Попробуем продемонстрировать актуальность и необходимость в использовании данного тезиса следующими рассуждениями.
На современном этапе, при формировании многоуровневой иерархической интегрированной системы целесообразно начинать с заданного процесса и явления на нижнем уровне с таким расчетом, чтобы координация взаимодействующих подсистем содействовала достижению целей более высокого уровня, охватывая все более и более обширные части системы. Постепенно вся система превращается в интегрированную цепь поставок с постоянным алгоритмом взаимодействий.
Преимуществом формирования многоуровневых иерархических структур управления является то, что представляется возможность учитывать интересы всех уровней: предприятий, цепей поставок, территорий. При этом возможна реализация следующих возможностей:
- координация воздействий на всех уровнях логистической системы в направлении достижения целей экономической системы;
- формирование интегрирующей управляющей системы в цепях поставок;
- моделирование межорганизационных взаимодействий в логистической системе региона на основе стратифицированного подхода; • решение сложных системных задач на основе иерархии подзадач;
- формирование условий быстрой адаптации логистической системы к изменениям рыночных условий.
Построение эффективной цепочки поставок на микро уровне в российских условиях многими экспертами считается целью труднодостижимой и даже преждевременной. Причины этого следующие:
- Уровень доверия между отечественными компаниями – потенциальными партнерами по цепочке поставок – пока еще довольно низок.
- Недостаточный уровень законодательной и нормативной базы в области логистики и УЦП, в частности, таможенное законодательство осложняет эффективную организацию перемещений товара по международным цепям поставок.
- Снение низкого уровня развития логистических инфраструктур.
- Недостаточный уровень использования современных логистических технологий и технологий УЦП.
- Ограничение инвестиций в логистическую инфраструктуру компаний (в том числе иностранных инвестиций).
- Недостаточный уровень квалификации персонала компаний в области логистики и УЦП.
- Рынок логистических услуг (аутсорсинг) находится в стадии формирования, в частности отсутствует действенная система сертификации логистического сервиса.
Все эти причины затрудняют согласованное развитие бизнеса как цепочки поставок, в которую включены также сторонние поставщики и дистрибьюторы, и, следовательно, сужает область применения логистической концепции и УЦП, сводя их к немногим вертикально-интегрированным российским холдингам, строящим в основном собственные цепочки дистрибуции и логистику.
Также необходимо отметить, что отечественные научно-исследовательские изыскания в данной области разрознены и охватывают только отдельные локальные проблемы и частично решают некоторые отраслевые задачи.
Национальная логистическая школа слаба развита (ничтожно мало кандидатских и докторских диссертаций, развивающие, уточняющие и дополняющие в основном исследования зарубежных специалистов, осуществленных в прошлом веке, их современные исследования стоят очень дорого и по финансам недоступны нашим аспирантам, а отечественных бизнесменов интересуют только проблемы собственного бизнеса, фундаментальные разработки практически отсутствуют и т.д.).
Вся практическая логистика в стране ориентирована фактически только на материальные потоки, на искусство доставки в бизнесе, так как это практиковалось в конце прошлого века в мировой практике развитых государств. Лишь частично в России развивается материальная и информационная логистика, а остальные как бы приданы только для обслуживания материальных потоков. Тогда как в современном мире финансовая и сервисная логистика уже сама формирует потоки товарных продуктов материальных и нематериальных, которые требуют организации, управления, контроля и оптимизации. Практически отсутствуют работы также по логистике основных фондов, результатов интеллектуальной деятельности, инноваций, инвестиций и т.д.
Кроме того, в отечественных исследованиях отсутствует подход к формированию иерархической структуры управления национальной логистической системой, отличный от применения традиционного регионального деления: Российская Федерация – субъекты Федерации – элементы субъектов, что, безусловно, методологически сдерживает развитие данного направления в логистике. Между тем разнородность среды функционирования логистических систем определяется не только административными границами субъектов Федерации, а также экономическими, политическими и социокультурными факторами. В этой части представляется более полезным вернуться (или создать заново) к системе экономического районирования, так как субъекты Федерации слишком малы и, зачастую однородны, а Федеральные округа слишком велики и разнородны для адекватного представления их потребностей и перспектив развития региональных логистических систем. Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью утверждать, что не только в России, но и в мире не существует комплексного подхода к анализу практических проблем развития НЛС, прогнозированию дальнейшего развития и формированию оптимальной НЛС.
Поэтому, прежде всего необходимо определить, что такое НЛС, ее структура и что будет являться предметом НЛС. В этой связи представляется обоснованным следующие определения. А именно, структура НЛС – это способ организации связей и отношений между ее подсистемами. При разработке структуры НЛС задается описание подсистем и связей между ними, распределение задач по уровням и подсистемам, выбор комплекса средств, обеспечивающих их эффективное решение. Предмет национальной логистической системы – планирование, организация и управление процессами движения материальных и сопутствующих потоков в границах страны с целью их оптимизации и согласования как с региональными и межрегиональными потребностями, а также страны в целом и межстрановыми взаимодействиями. При этом НЛС должна быть обеспечена соответствующей логистической инфраструктурой, включающей материально-техническую систему, предназначенную для обеспечения товародвижения.
Итогом данной постановки проблемы должна стать попытка решение вопроса разработки (и соответствующего научного обоснования) комплексной программы развития НЛС России. В рамках решения данной проблемы будет необходимо решение следующих основных научно-практических задач:
- определение базовых закономерностей, принципов и подходов к развитию национальной логистической системы;
- выявление эволюционной связи методологий и парадигм логистики, раскрытие сущностных аспектов функционирования НЛС;
- разработка методик, инструментов, механизмов создания (реконструирования, реинжиниринга) и развития НЛС с безусловным учетом регионального компонента.
Несмотря на актуальность вышеперечисленных задач и определенную разработанность отдельных направлений, очерченных данными проблемными областями, можно с уверенностью констатировать, что приемлемого исследовательского аппарата теоретического описания и методического обеспечения выработки практических решений по формированию и эффективному функционированию НЛС до сих пор не сформировано. Что, в свою очередь, сдерживает общее социально-экономическое развитие России.
Если представить план решения вышеперечисленных задач более подробно, то возможно представить следующий примерный перечень и последовательность работ в данном направлении:
- Исследование теоретико-понятийного аппарата и систематизация подходов к определению национальной логистической системы на основе мирового опыта.
- Классификация методов проектирования, управления и разработка комплексной методики прогнозирования развития НЛС.
- Разработка стратегического подхода к проектированию и обеспечению эффективного функционирования НЛС.
- Исследование негативных последствий влияния недостаточно развитой НЛС на экономику России в целом.
- Выявление основных факторов, сдерживающих развитие НЛС России и требующих кардинальных регулирующих действий на макроуровне.
- Разработка практических рекомендаций по формированию НЛС.
- Определение экономического и синергетического эффектов от внедрения разработанных рекомендаций по повышению эффективности российской НЛС.
В любом случае, с использованием данного подхода или без него, разработка интегрированной комплексной программы развития НЛС может послужить мощным фактором социально-экономического России.
Библиографический список
1. Аникин Б.А., Агарков А.П., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: монография. – М.: Хлебпродинформ, 2009. – 215 с.