Постановка проблемы развития национальной логистической системы | Статьи и информационные обзоры | ВШБ ГУУ
Заказать обратный звонок

Повышение квалификации
Контакты
109542, Москва, Рязанский проспект, 99, Главный учебный корпус (вход со стороны Рязанского проспекта), 1-й этаж, от поста охраны налево до конца коридора
Проезд: станция метро "Выхино"
mba@guu.ru
Мы в социальных сетях:
Заказать обратный звонок
Отзывы
Я благодарю коллектив ВШБ ГУУ за два прекрасных года обучения в стенах Государственного Университета Управления! МЕГЛИЦКИЙ АНАТОЛИЙ ГЕОРГИЕВИЧ
Курс General Management программы MBA высшей школы бизнеса ГУУ превзошел все мои ожидания, и я остался очень доволен результатом. ОЗЕРОВ НИКОЛАЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ
+7 (985) 362-00-40
После 18:00
Ежедневно10:00 – 18:00
Постановка проблемы развития национальной логистической системы

16 / 03 / 2015

И.А. Ермаков
Государственный университет управления, кафедра логистики, доцент, к.э.н.
Д.В. Петухов
Государственный университет управления,кафедра логистики, доцент, к.э.н.

Аннотация

В статье изложено теоретико-методическое обоснование необходимости разработки комплексной программы развития национальной логистической системы России, приведены  основные понятия.

Annotation

The article proves timeliness and the need to develop a comprehensive program for the Russian national logistics system evolution, gives the basic concepts.

Ключевые слова

Национальная логистическая система, логистика, конвергентный логистический поток, логистическая синергия, региональная экономика, макроэкономика, логистическая инфраструктура, транспорт

Keywords

National logistics system, logistics, convergent logistics flow, logistics synergy, regional economy, macroeconomy, logistics infrastructure, transportation

Введение

Еще древние римляне понимали, что качество управления империей зависит от эффективного перемещения ресурсов (товаров, войск) и оперативной коммуникации. Оба этих требования в то время обеспечивались созданием эффективной системы дорог. В момент наивысшего расцвета системы дорожного строительства римские дороги разрастались со скоростью до полукилометра в день, а общая их протяженность достигала 300 тысяч километров. При этом дороги строились весьма добросовестно – многие их части сохранились в прекрасном состоянии до наших дней.

Современное состояние транспортной системы России оставляет желать лучшего. Так, средняя скорость доставки грузов железнодорожным транспортом в 2013 году составила менее 9,6 км/ч. Не все хорошо и с автомобильным транспортом: слабая связность отдельных субъектов федерации, кольцевая структура дорог вокруг крупных городов и т.д. Велики проблемы и в воздушном транспорте (следует особо отметить фактический распад системы малой авиации), а также в морском и речном.

Однако транспортная система, при всей ее важности, является лишь частью национальной логистической системы. Слабое внимание к логистике со стороны государства связано с тем, что четкой государственной политики в отношении логистики нет. Существуют лишь отдельные проекты, которые при этом практически не освещаются в средствах массовой информации.

1. Методический подход к постановке задачи

Современные экономические реалии таковы, что недостаточно просто создать цепь поставок – слишком сложна эволюция экономических явлений. Актуальная логистическая концепция формируется под влиянием таких тенденций в экономике, как углубление специализации в промышленности и соответствующее сосредоточение предприятий на своих ключевых компетенциях; развитие процессов мировой интеграции экономики, что приводит в том числе к  виртуализации компаний; усиливающаяся конкуренция во всех отраслях экономики, и пр. В связи с этим необходимо грамотное управление цепью поставок через взаимодействие всех её участников (поставщиков, производителей, торговых и транспортных посредников, конечных потребителей) как заинтересованных партнеров, через внедрение современных информационных систем и коммуникационных технологий, позволяющих создание единого информационного пространства, а также через создание координирующих структур.

С годами логистика как научное направление приобретает все более широкое распространение. Современная теория логистики базируется на методологиях системного анализа, кибернетического подхода, экономико-математического моделирования, исследования операций и ряда других. Большое значение в логистике имеет теория систем и системного подхода, поскольку обуславливает рассмотрение предприятия любой сферы деятельности как целостного элемента, но в то же время и как звена более крупной экономической системы, объединяющей организации в единую цепь поставки. В последние годы много говорится также о синергетическом подходе к анализу и исследованию логистических систем. В результате развития отечественной научной школы логистики были разработаны методологические принципы логистики, такие как: системный подход, принцип глобальной оптимизации, принцип тотальных затрат, принцип устойчивости и адаптивности, и т.д. [5].

Сегодня на первый план выходит не наличие собственных ресурсов у фирмы, а возможность и способность задействовать доступные внешние ресурсы в рамках взаимовыгодного сотрудничества компаний в цепи поставок. В связи с этим необходим комплексный, интегрированный подход к формированию и регулированию многоуровневых логистических систем.

Необходимо отметить, что отечественные научно-исследовательские изыскания в данной области разрознены, охватывают лишь отдельные локальные проблемы и частично решают некоторые отраслевые задачи. Ничтожно мало кандидатских и докторских диссертаций, системно подходящих к пониманию логистики, причём в основном развиваются, уточняются и дополняются исследования зарубежных специалистов, осуществленные в прошлом веке. Практическое применение логистики в России в настоящее время ориентировано фактически только на материальные потоки: остальные виды потоков изучаются в качестве обслуживающих материальный поток. Также практически отсутствуют работы по логистике основных фондов, результатов интеллектуальной деятельности, инноваций и инвестиций, и т.д.

Кроме того, в отечественных исследованиях отсутствует подход к формированию иерархической структуры управления национальной логистической системой, отличный от применения традиционного регионального деления (Российская Федерация – субъекты федерации – элементы субъектов), что, безусловно, методологически сдерживает развитие данного направления в логистике. Между тем разнородность среды функционирования логистических систем определяется не только административными границами субъектов федерации, а также экономическими, политическими и социокультурными факторами. В связи с этим представляется полезным использовать теоретические наработки и практический отечественный опыт экономического районирования [6, с. 69-80].

Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью утверждать, что не только в России, но и в мире не существует комплексного подхода к анализу практических проблем развития НЛС, прогнозированию дальнейшего развития и формированию оптимальной НЛС.

2. Краткий ретроспективный обзор применения понятия национальной логистической системы

В современных учебниках по логистике [5] говорится, что логистическая система – это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками элементов-звеньев, совокупность которых, границы и задачи функционирования объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями. Данное определение является достаточно громоздким и, с точки зрения уровня государства, недостаточно конкретным. Прежде чем сформулировать понятие логистической системы на уровне и в масштабах страны, то есть национальной логистической системы (НЛС), попробуем определить, в чем же вообще состоит роль государства в развитии национальной логистики?

С одной из точек зрения, можно выделить три важных составляющих:

1. Государственное регулирование логистических процессов, в том числе их правовое обеспечение (по отраслям, по видам деятельности).

2. Создание и эксплуатация транспортной инфраструктуры (по отраслям, по видам деятельности).

3. Стимулирование развития логистических проектов (по регионам, по отраслям, по видам деятельности).

Критика данного подхода выходит за рамки текущего обсуждения. Для сравнительной оценки рассмотрим наличие и применение понятия НЛС в ряде других стран.

Так, США и Германия – страны с самыми развитыми и самыми современными логистическими технологиями. В США вопросам логистического образования уделяется большое внимание [1]. В Германии доходы от всех составляющих логистической цепочки – одна из основных статей в государственном бюджете. При канцлере есть советник по вопросам логистики в ранге государственного министра.

В Индонезии в 2012 году издан Указ Президента № 26/2012 о Концепции развития национальной логистической системы, подписанный и вступивший в силу в силу 5 марта 2012 года [9].

Широко декларируется развитие национальной логистической системы в республике Беларусь [2]: в 2008 г. увидело свет постановление правительства №1249 «О программе развития логистической системы Республики Беларусь до 2015 года». В связи с этим постановлением, в рамках первой составляющей государственного участия, в Республике Беларусь выпущен ряд государственных стандартов, регламентирующих логистическую деятельность.

В Казахстане в 2012 году разработан Мастер-план транспортно-логистической системы до 2030 года (межведомственная отраслевая программа).

Одним из первых (1991 г.) зарубежных теоретических трудов в данной области является работа [10], содержащая результаты исследования национальных логистических систем ряда стран, проведенного в 1987-1989 гг.

В России понятие национальной логистической системы до сих пор никем комплексно не рассматривалось. Термин упоминается, например, в ряде статей проф. В.И. Сергеева, а также у прочих авторов: так, в работе [8] сделана попытка объяснить необходимость развития национальной логистической системы как совокупности транспортной, информационной и грузоперерабатывающей инфраструктуры. Проф. В.И. Воронов затрагивает вопросы национальной логистики в разрезе уровней интеграции международной логистики [3], ряд авторов рассматривает понятие «транспортно-логистическая система», причем применительно к конкретному региону (например, [7]).

Можно констатировать отсутствие не только понятийного аппарата, но даже сколько-нибудь целостного представления о сущности НЛС.

В настоящее время комплексно данный вопрос разрабатывается кафедрой логистики Государственного университета управления. Вопросам развития НЛС был посвящен организованный кафедрой семинар – круглый стол на выставке «Склад. Транспорт. Логистика. 2013», на котором авторами зафиксирована постановка проблемы.

Конечно, проекты по отдельным составляющим логистической системы существуют. Например, министерство транспорта РФ занимается разработкой и актуализацией транспортной стратегии Российской Федерации, для поддержки и реализации которой работает над созданием единой геоинформационной системы. Существуют проекты развития информационных систем, торговой инфраструктуры, кластеров промышленного производства. Тем не менее, несмотря на актуальность вышеперечисленных задач, можно с уверенностью констатировать, что приемлемого исследовательского аппарата теоретического описания и методического обеспечения выработки практических решений по формированию и эффективному функционированию национальной логистической системы до сих пор не сформировано.

3. Научные результаты и практическая значимость исследования

Научная значимость данной работы заключается в формулировании ряда определений, составляющих понятийный аппарат НЛС. Прежде всего необходимо определить, что такое НЛС, какова её структура, а также что будет являться предметом НЛС.

Авторы предлагают следующее определение: национальная логистическая система – это система, реализующая управление потоками и потоковыми процессами в масштабах государства, основанная на принципах и правилах логистики.

В этой связи представляются обоснованными последующие определения. Структура НЛС – это иерархическая организация связей и отношений между ее подсистемами. При разработке структуры НЛС необходимо: задать описание подсистем и связей между ними; распределить задачи по уровням и подсистемам; выбрать комплекс средств, обеспечивающих эффективное решение задач.

Предмет национальной логистической системы – планирование, организация и управление процессами движения конвергентных логистических потоков в границах страны с целью их оптимизации и согласования как с региональными и межрегиональными потребностями, так и с потребностями страны в целом и межгосударственных взаимодействий, то есть оптимизация потоковых процессов в масштабе государства. Под конвергентным логистическим потоком понимается при этом поток, приоритетная составляющая которого (материальная, информационная, сервисная или иная) определяется в рамках текущей подсистемы НЛС, а также конкретных задач. При этом НЛС должна быть обеспечена соответствующей инфраструктурой, включающей материально-техническую систему, предназначенную для обеспечения товародвижения.

В связи с вышеизложенным, авторами на базе наработок научной школы [4, с. 73] предложена постановка проблемы разработки (и соответствующего научного обоснования) комплексной программы развития НЛС России.  В рамках решения данной проблемы можно выделить следующие основные научно-практические задачи:

– определение базовых закономерностей, принципов и подходов к развитию национальной логистической системы;

– выявление эволюционной связи методологий и парадигм логистики, раскрытие сущностных аспектов функционирования национальной логистической системы (НЛС);

– разработка методик, инструментов, механизмов создания (реконструирования, реинжиниринга) и развития НЛС с безусловным учетом регионального компонента.

Практическая значимость такого исследования будет заключаться в том, что разработанные методы и полученные результаты исследования могут быть использованы как при разработке программ и формировании перспективных направлений развития отдельных субъектов федерации, так и при реализации общегосударственных стратегий и программ социально-экономического развития всей страны.

Заключение

Авторами обоснована проблема разработки и научного обоснования комплексной программы развития национальной логистической системы России. Изложенный в статье методический подход к постановке задачи и приведенный понятийный аппарат позволяют приблизиться к созданию интегрированной парадигмы построения и развития национальной логистической системы (НЛС).

В любом случае, с использованием данного подхода или без него, разработка интегрированной комплексной программы развития НЛС может послужить мощным фактором социально-экономического развития России, в связи с чем авторы приглашают к публичной дискуссии, а также к совместной научной работе. Пишите нам на info@7pravil.ru

Библиографический список:

  1. Аникин Б.А. Эволюция понимания логистики в сфере бизнеса и образования США / Б.А. Аникин, Дж. Озмент, Е.Е. Филиппов // Логистика. – 2014. – №1. – С. 54-58.
  2. Волков С.Н. Адаптация национальной логистической системы к международным нормам и стандартам / С.Н. Волков // Сборник работ 68-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета: в 3-х ч.: ч. 3. – Минск: БГУ, 2011. – С. 113-116.
  3.             Воронов В.И. Уровни интеграции логистических систем / В.И. Воронов // Материалы 14-й Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления»: вып. 2. – М.: ГУУ, 2009. – 282 с.
  4. Ермаков И.А. Становление научных школ кафедры логистики ГУУ / И.А. Ермаков, Е.Е. Филиппов, С.С. Белова // Логистика. – 2014. – №10 (95). – С. 71-75.
  5. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина и Т.А. Родкиной. / Воронов В.И., Водянова В.В., Гапонова М.А., Ермаков И.А., Ефимова В.В., Серова С.Ю., Серышев Р.В., Филиппов Е.Е., Пузанова И.А., Учирова М.Ю., Рудая И.Л и др. — М.: Проспект, 2013.
  6. Основы региональной экономики : учебник для вузов / А. Г. Гранберг; Гос. ун-т —Высшая школа экономики. — 4-е изд. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. — 495 с.
  7. Русанов И.П. О комплексном развитии транспортно-логистических систем в регионах России, прилегающих к Арктике / И.П. Русанов // Вестник МГТУ.: том 17. – 2014. № 3. – С. 563-565.
  8. Старкова Н.О. Исследование зарубежного опыта формирования логистических систем [Электронный ресурс] / Н.О. Старкова, И.Г. Рзун, А.В. Успенский // Научный журнал КубГАУ. – 2014. – № 99 (05). (дата обращения: 30.10.2014).
  9. Bahagia, S.N., Sandee, H., Meeuws, R. State of logistics Indonesia 2013 [Electronic resource] / Washington DC. World Bank. – 2013. – (30.10.2014)
  10. Dimitrov P. National Logistics Systems: CP-91-06, June 1991: Collaborative Paper / International Institute for Applied Systems Analysis –IIASA. – 1991. – P. 448.

Источник (ЖУРНАЛ «ЛОГИСТИКА»)

Мы доказали наши успехи
Наши выпускники
это топ менеджмент
ржд втб24 Майкрософт Комстар
альфабанк Вимм-билль-данн Азбука вкуса Газпромбанк
Мослифт JVC Каро фильм Аэрофлот
Мосэнерго Акадо inline Эконика
georgia pacific bmcsoftware ростелеком hp
Кондитеры Разгуляй абм партнер тнк bp
home credit bank сухой Билайн би эй си
сбербанк россии куда ru газпром медси
luxe media group ИОН цифровой центр Система нижфарм
неоторг
Подать заявку на консультацию
оставьте заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время

loading...
Заполняя данную форму, Вы подтверждаете
Согласие на обработку персональных данных.
Заказать обратный звонок
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время
Заполняя данную форму, Вы подтверждаете
Согласие на обработку персональных данных.