Внутренний PR – инвестиции в будущее корпоративного обучения
29 / 04 / 2015
Цаплина О. С.,
преподаватель-консультант, эксперт по менеджменту и управлению персоналом, директор тренингового центра ВШБ ГУУ
Делать деньги без рекламы может только монетный двор.
Томас Маколей (английский историк).
В современном бизнесе твердо закрепилось понятие - аксиома, суть которой заключается в том, что практически из любого продукта можно сделать хит. При этом, мы конечно должны учитывать длительность существования на рынке (в среде) подобного продукта. Обычно нам свойственно создавать и потреблять «хиты» на этапе start-up, именно на этом этапе для потребителя важна обертка и позиционирование, о качестве продукта мы начинаем задумываться позже…, хотя сертификацию качества можно так же назвать одной из разновидностей PR.
Что касается PR внутреннего обучения и развития персонала, то этот процесс, так как и многие другие нуждается в особом позиционировании, уходе и поддержке в процессе внутренних и внешних коммуникаций компании. Даже высокоэффективные проекты и системы обучения без PR – поддержки можно превратить в ненужные нерентабельные инструменты, развивающиеся в стороне от остальных бизнес процессов, а не в унисон с целями компании.
Сегодня, я предлагаю остановиться на основных ошибках, которые допускают менеджеры одного из стратегически важных бизнес-процессов компании – процессе обучения и развития персонала, продвигая или скрывая достижения в этой сфере.
Итак, остановимся на упущенных возможностях подробней:
ОШИБКА № 1.
«Укрытие» самого процесса обучения
Целевая аудитория: потенциальные сотрудники Компании
Под укрытием я понимаю недостаточный уровень информации о системе обучения в Компании. Это касается всех этапов процесса управления персоналом в компании, начиная с подбора и заканчивая признанием заслуг и мотивацией сотрудников. Ценность корпоративного обучения определяется сотрудником во время принятия решения о работе в компании и в первые дни работы, и подпитывается взаимосвязью обучения с другими процессами на протяжении всей профессиональной деятельности сотрудника.
Рецепт противодействия: система обучения персонала в компании должна быть формализована для каждой должности, трансформирована в структурированную визуализированную форму и представлена сотрудникам на этапе «входа» в компанию. Подобным образом, возможно, представить и систему карьерных возможностей.
Примером может служить карта карьерного роста сотрудников компании IBS, представленная на Рисунке 1. Карта карьерного роста позволяет даже потенциальным сотрудникам увидеть возможности карьерного роста в простой и наглядной форме.
ОШИБКА № 2.
Отказ от сегментации информационных потребностей сотрудников разных уровней и неэффективное использования особенностей восприятия каждого из сегментов.
Целевая аудитория: сотрудники, партнеры/Клиенты Компании
2. Сегментация – это один из стандартных базовых приемов маркетинговой стратегии любого проекта, отказываясь от анализа потребностей целевой аудитории, мы рискуем преподнести результаты не под тем углом, который интересен потребителю «здесь и сейчас», то есть в той экономической, политической, ценностной ситуации, которая уместна в компании и за ее пределами на сегодняшний день.
Рецепт противодействия: прежде чем освещать ваши достижения в проектах, давайте задумаемся, а что хотят знать о корпоративном обучении определенные категории персонала, какая информация позволит им принять процесс корпоративно обучения, как инструмент для достижения бизнес - целей.
Попытаемся проанализировать потребности разных категорий сотрудников:
Новые сотрудники компании.
Классические потребности
Больше всего нуждаются в эффективной адаптации, следовательно, потребности можно сформулировать следующим образом:
- Потребность в информации о компании, ее возможностях.
- Потребность в знаниях и инструментах, которые позволят эффективно выполнять свою работу.
- Потребность в информации о возможностях карьерного и профессионального роста в рамках новой компании.
Формат преподнесения информации
Для начала, просто дайте ту информацию, в которой нуждается сотрудник в первые дни работы. Во многих компаниях это прерогатива остается за непосредственными руководителями, но если в вашей компании существует система корпоративного обучения, то это хороший повод заявить о ней уже в первые дни работы сотрудника. Сотрудник получает расписание со всеми обучающими мероприятиями, которое освещает не только тематику тренингов, но и информацию, в которой нуждается сотрудник (Таблица №1).
Таблица №1
Дата
владелец программы
|
Название программы
|
Что вы получите на программе?
|
14.02.09
Корпоративный
Учебный
Центр
|
«Добро пожаловать в Компанию»
|
Вы получите знания, которые позволят планировать вашу профессиональную деятельность в Компании и строить личные взаимоотношения с коллегами.
Вы узнаете:
- о масштабах компании, в которой вы работаете;
- о программах профессионального роста и карьерного развития;
- о корпоративных мероприятиях, где сотрудники общаются в неформальной обстановке.
так же на программе вы познакомитесь с коллегами из других департаментов.
|
20.02.09 – 23.02.09
Корпоративный
Учебный
Центр
|
Тренинг эффективных продаж
|
Вы получите инструменты, которые позволят осуществлять продажи без опыта работы:
- устанавливать контакт с новыми клиентами;
- позиционировать себя и компанию;
- знать и оперировать перечнем услуг компании;
Полученные знания позволят вам достичь выполнения базового плана в период испытательного срока и получить бонус.
|
Владельцы бизнеса/топ - менеджеры.
Классические потребности
Больше всего нуждаются в рентабельности бизнеса, обеспечении и увеличении прибыльности, следовательно, в прибыльности всех проектов:
- Потребность в информации о количестве и целях проектов по развитию персонала.
- Потребность в оцифрованных результатах этих проектов и их влиянии на бизнес-процессы.
- Потребность в положительной репутации Компании на рынке.
Формат преподнесения информации
Для начала, просто дайте ту информацию, в которой нуждается данная категория. Информацию вы можете представлять в ежеквартальных или полугодовых релизах, размещая ее в тех источниках, которые будут доступны адресату. Она должна содержать оцифрованные данные о результатах реализованных проектов. Например, в следующем формате (Таблица №2):
Таблица №2.
Название
программы, срок реализации
|
Перечень
мероприятий
|
Бюджет,
руб
|
Результат
|
Затраты
на результат без программы
|
Оптимизация
затрат, %
|
«Региональный лидер»
(подготовка директоров филиалов для экспансии в регионы в 2009 году)
02.08-12.08
|
- Оценка потенциала кандидатов
- Реализация обучающих мероприятий: 4 тематических тренинга/семинара:
Маркетинг регионального рынка.
Стратегический менеджмент.
Создание и управление эффективной команды.
1,5- месячная стажировка в действующем филиале.
- Оценка результатов программы и уровня компетентности участников
|
1 000 000
- затраты на проведение обучающих и оценивающих мероприятий
- косвенные затраты на простой рабочего места в период стажировки и обучения
|
Сформирована команда директоров филиалов в количестве 10 человек
|
1 900 000
затраты на подбор 10 высоко квалифицированных менеджеров
затраты на адаптацию новых сотрудников
затраты на ротацию сотрудников
упущенная выгода в период адаптации и замены сотрудников
|
48%
|
Партнеры/Клиенты компании.
Классические потребности
Больше всего нуждаются в надежности и репутации компании-партнера.
- Потребность в высокой квалификации сотрудников компании-партнера.
- Поставщики хотят быть уверенными в том, что продукция под их маркой будет реализовываться высококвалифицированными специалистами и поддерживать имидж продукта.
- Компании хотят сотрудничать с имиджевыми партнерами, сотрудничество с которыми можно использовать для собственного пиара.
Формат преподнесения информации
Для начала, просто предоставьте ту информацию, в которой нуждается данная категория. Конечно, информацию о наличии централизованной системы корпоративного обучения, высокой квалификации сотрудников и уровне качества продуктов и услуг необходимо размещать в доступных партнерам, клиентам источниках. Выстраивайте партнерские отношения с поставщиками, вовлекайте их в процесс обучения, обучайте клиентов и, самое главное, не забывайте рассказывать об этом заинтересованным лицам на официальном сайте, в новостной ленте в журнале для партнеров, в профессиональных изданиях, на выставках и других источниках, которые доступны заинтересованной целевой аудитории.
ОШИБКА № 3.
Игнорирование инструментов внутренней и внешней коммуникации.
Целевая аудитория: сотрудники, партнеры/Клиенты Компании
3. Под игнорированием я понимаю мало интенсивное использование pr- инструментов для анонсирования и освещения процесса развития внутренних проектов по обучению персонала в Компании.
Рецепт противодействия: если в компании реализуется несколько параллельных проектов по обучению и развитию персонала, то нельзя допускать, чтобы эти проекты начинались и заканчивались в центре обучения. Практически каждый стратегический проект обучения является высоко бюджетным проектом, следовательно, участие в этом проекте принимают многие процессы и сотрудники Компании. В освещении проекта нуждаются не только сами участники, но ,так же потенциальные его участники – а это практически все сотрудники компании, которые могут выступать в роли экспертов, организаторов, внутренних тренеров, спонсоров и т.д. Примером может послужить перечень внутренних и внешних pr-инструментов, представленный в таблице №3:
Таблица №3.
№
|
ИСТОЧНИК КОММУНИКАЦИИ
|
ОСОБЕННОСТИ
|
1
|
Интранет-портал
|
На страницах интранет-портала можно освещать любые проекты, осуществлять рассылку обновленной информации заинтересованным абонентам. Особенностью размещения информации в этом источнике является его широкие возможности: размещение фотографий участников, ссылок, дополнительной информации, электронных источников.
|
2
|
Информационные стенды
|
Информационные стенды на которых размещены рекламные листы проекта в корпоративном стиле позволяют донести информацию не только до сотрудников компании, но и так же до гостей офиса: партнеров, потенциальных сотрудников, клиентов.
|
3
|
Корпоративный сайт
|
Компания, уделяющая серьезное внимание и инвестиции в процесс обучения и развития персонала Компании может интенсивно использовать эту информацию (размещая ее на официальном сайте) для поддержки репутации, расположения партнеров и формирования бренда работодателя.
|
4
|
Публикации в профессиональных изданиях
|
Признание профессиональных достижений в сфере развития персонала не только в компании, но и за ее пределами, безусловно, является хорошим pr и почвой для развития и обоснования последующих проектов обучения.
|
ОШИБКА № 4.
Отказ от анализа эффективности PR-мероприятий проектов обучения и развития персонала
Целевая аудитория: менеджеры проектов по обучению и развитию персонала, спонсоры проектов
4. PR- мероприятие так же нуждается в оценке как и любой другой проект. Оценка мероприятия позволит вам в будущем более грамотно выбирать маркетинговый инструмент продвижения программ обучения и корпоративной системы развития персонала в целом. Отказ от оценкиPR-мероприятий с большой вероятностью приведет к игнорированию процесса корпоративного обучения потере ценности этого процесса и , возможно, к оптимизации бюджета на обучающие мероприятия.
Рецепт противодействия: оценивайте эффективность PR – инструментов при помощи анализа следующих сфер:
- Анализ уровня удовлетворенности системой обучения сотрудников компании (анкетирование, опросы).
- Анализ уровня ценности системы обучения для сотрудников (опросы, интервьюирование увольняющихся сотрудников).
- Анализ уровня влияния системы обучения на другие бизнес-процессы (анализ количества корпоративных бизнес - проектов, в которых прямо или косвенно участвует центр корпоративного обучения).
Мы с вами коснулись лишь части ошибок, которые допускают начинающие и даже опытные менеджеры процесса корпоративного обучения. К каждой ошибке предложены рецепты противодействия, которые могут стать ориентиром для выработки грамотной политикиPR- мероприятий по продвижению внутреннего Центра обучения и программ по развитию персонала вашей компании. Конечно, необходимо помнить, что универсальных рецептов не бывает, поэтому каждый PR - проект нуждается в оценке и улучшениях, стоит выбирать только самые выигрышные инструменты и менять их формат не менее одного раза в год.