Как мотивировать сотрудников во время кризиса
29 / 04 / 2015
Дудкова Т.
Эксперт по корпоративной культуре, выпускница программы профессиональной переподготовки Управление персоналом ВШБ ГУУ.
Кризис вынуждает многих работодателей использовать непопулярные меры в отношении персонала – сокращение штата, ФОТа, бюджета. Причем та часть сотрудников, которая остается в компании, находится в состоянии стресса – а вдруг я следующий! Мотивация резко понижается, лояльность к компании падает, как следствие – снижение производительности труда и эффективности работы. К тому же, как правило, все проекты, которые ранее служили мотивации сотрудников, закрываются. ДМС становится платным, аренда спортивных залов для сотрудников прекращается, корпоративы и тимбилдинги откладываются до лучших времен, развивающие персонал мероприятия приостанавливаются. У сотрудников появляется чувство своей ненужности компании, обида, беспокойство, боязнь потерять рабочее место, хотя все понимают, что сокращение бюджета на персонал – необходимая мера в период кризиса. Что делать работодателю? Как не потерять ценные кадры, сплотить коллектив даже во время кризиса? Использовать потенциал своих сотрудников! Предлагаю несколько советов, проверенных мной на практике:
-
Институт внутреннего тренерства, т.е. тренинги, проводимые силами сотрудников, - проект, который заслуживает внимания не только в период кризиса, но и в «сытые» времена. В каждой компании есть ценные сотрудники, обладающие высокими профессиональными знаниями, которые заскучали и, если бы не кризис, возможно, стали посматривать на сторону в поисках более интересных предложений и возможностей развиваться. Так предоставьте им такую возможность! Дайте попробовать себя в роли наставников, тренинг-менеджеров, позвольте поделиться знаниями, умениями и навыками со своими коллегами. Польза от таких тренингов очевидна – развивается персонал, развивается наставник, развивается компания!
-
Даже во время кризиса сотрудники, имеющие потребность обучаться и развиваться, продолжают самостоятельно посещать различные курсы, тренинги, конференции и т.п. Обратиться к ним с просьбой выступить перед коллегами и поделиться полученными знаниями - признание нужности их обучения и профессиональных достижений. Если же у компании есть финансовая возможность обучать сотрудников, то в этом случае проведение таких лекций можно сделать обязательным. Научился сам – поделись с коллегами! Таким образом, отправляя на внешнее обучения одного сотрудника, можно обучить десятки, при этом оплатив обучение только одному. Многие организации успешно используют этот прием и экономят значительно не только бюджет на обучение, но и постоянно обновляют знания сотрудников, что позволяет компании идти в ногу со временем и следить за новыми тенденциями на рынке.
-
Если в компании есть система дистанционного обучения WebTutor, то во время кризиса это значительно упростит возможности развития персонала. Модуль позволяет работать с базой данных электронных курсов, управлять процессом обучения, анализировать результаты, создавать новые обучающие программы.
-
Самообразование – один из лучших способов пополнения знаний в период кризиса. Электронная библиотека, созданная на внутреннем портале компании, поможет сотрудникам быть в курсе бизнес-новинок, книг по личностному развитию и росту. Главное - предоставить возможность скачивать понравившиеся книги. Если в компании есть место под реальную библиотеку, можно организовать и её, опять же обратившись к сотрудникам. У каждого дома или на работе есть масса литературы, которой сотрудники готовы поделиться.
-
Видеотека (аналог виртуальной библиотеки) – еще одна возможность расширить знания персонала и повысить лояльность сотрудников. Обучающие, корпоративные и документальные фильмы, размещенные в интранете с возможностью скачивания, будут интересны и полезны сотрудникам.
-
Много полезного можно почерпнуть на бесплатныхвебинарах, которые есть в интернете. Мнение, что лучшая информация стоит денег, не всегда верно. Многие компании, например, предлагают пробные тренинги совершенно бесплатно, чтобы понять их актуальность или чтобы анонсировать программу. Почему бы не воспользоваться этой возможностью?
-
Если после напряженного трудового дня еще остаются силы на увлечения, можно организовать мастер-классы опять же силами сотрудников, которые готовы поделиться своими хобби с коллегами. Здесь главная сложность, которая может возникнуть, – предоставление помещения, но при желании после окончания работы в компании всегда можно найти небольшой кабинет, где разместятся энтузиасты. Кто-то первый раз в жизни нарисует картину, кто-то сделает необыкновенной красоты украшение, а кто-то возьмет первые аккорды на гитаре... Для воплощения в жизнь мечты не нужно много пространства, денег и времени. Важно верить в себя, иметь большое желание и хорошего учителя. Все эти возможности предоставит компания, где работает сотрудник. Представляете с какими горящими глазами придет человек на следующий после мастер-класса день на работу? А какова будет благодарности компании? Скорее всего – безгранична!
-
В некоторых компаниях прижился и достаточно хорошо работает народный театр. Держится он исключительно на инициативе сотрудников, влюбленных в театр. Так почему компании не предоставить для своих сотрудников возможность реализовать себя? Для компании затраты практически минимальные. Костюмы, реквизиты и проч. актеры придумывают и реализуют сами. Участие корпоративного театра в фестивалях и конкурсах обеспечит бесплатный prорганизации, а признательность сотрудников-актеров компании за возможность заниматься любимым увлечением создаст дополнительны стимул для повышения лояльности.
-
Прогулки по Москве, посещение музеев и выставок, походы, о которых можно сообщать по почте, размещать информацию в интранете, не только объединят сотрудников по интересам, но и послужат идее сплочения коллектива, развитию новых знаний и возможностей.
-
Малозатратные корпоративные мероприятия, такие как шахматный и шашечный турниры, турнир по покеру (а почему бы и нет?) также послужат хорошим инструментом по поддержанию атмосферы доверия в компании и сплочения коллектива.
-
Праздники никто не отменял - 8 Марта, 23 февраля! А новый год? Корпоративы с дорогими артистами и застольями заменят КВНы среди подразделений, конкурсы самодеятельности (в каждой компании всегда есть свои таланты), интерактивные поздравления. Проверено! Работает!