Высшая Школа Бизнеса ГУУ. Статьи
+7 (495) 510-65-85
+7 (495) 371-32-55
Отдел набора и договоров
+7 (985) 362-00-40
После 18:00
Заказать обратный звонок
Контакты
109542, Москва, Рязанский проспект, 99, Главный учебный корпус (вход со стороны Рязанского проспекта), 1-й этаж, от поста охраны налево до конца коридора
Проезд: станция метро "Выхино"
mba@guu.ru
Мы в социальных сетях:
Заказать обратный звонок
Отзывы
Я получил от Высшей школы бизнеса Государственного Университета Управления замечательный опыт. Обучение было полезным во всех смыслах. Надо сказать, человек начинает разрушаться, как только останавливает в себе тягу к развитию и познанию. Давид Тавадзе
Я обучался на программе МВА в ВШБ ГУУ на специализации: «Корпоративное управление и финансы». Об обучении по программе МВА задумался в конце 90х. Рассматривал три варианта: Англия (LBS), Франция (INSEAD), Испания (IESE). Скорее всего, поехал бы в Испанию, но c подачи академика Дмитрия Семёновича Львова пришел в Высшую школу бизнеса Государственного университета управления. Мороз Юрий Николаевич
+7 (985) 362-00-40
После 18:00
Ежедневно10:00 – 18:00
Актуальные проблемы оценки профессиональных компетенций менеджеров

20 / 04 / 2015

Петухов Д.В.
к.э.н., доцент, ВШБ ГУУ

Аверин А.В.
к.ф.н., доцент, ГБУ «Малый бизнес Москвы»

Сейчас много и часто говорят о том, что передовые страны находятся на «постиндустриальном» этапе развития, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП инновационного сектора. В экономиках с данным типом развития факторы производства меняют свою пространственную конфигурацию, отрываются друг от друга, становятся территориально менее связанными между собой. При данном типе развития основными экономическими секторами становятся: третичный (транспорт, коммуникации), четвертичный (торговля, финансы, страхование, недвижимость) и пятеричный (здравоохранение, образование, наука, управление, отдых).

Кроме того, нарастающая тенденция повышения уровня сложности и скорости изменения экономических процессов – диктует нам необходимость пересмотра прежних подходов к преподаванию управленческих дисциплин. В настоящее время подавляющее большинство программ ориентировано на изучение не современных направлений в управленческих дисциплинах, а лишь на его «историческую» часть.

Не секрет, что «менеджмент», как наука уже перестала быть узкопрактической прикладной дисциплиной и по уровню универсальности её можно поставить в один ряд с другими базовыми дисциплинами, такими как: математика, физика, информатика т.д.

Очевидна отсталость представлений, сложившихся в отечественной высшей школе по данному вопросу. Поэтому не случайно, что и книжные полки наших магазинов заполнены отечественной и переводной учебной литературой, где менеджмент рассматривается только с «исторических» позиций. Практически нигде не рассматриваются вопросы самоорганизации, синергетики в менеджменте, а организационные структуры – как «фракталы». А если и рассматривается, то сугубо с общих позиций, не выходя на практическую реализацию данных представлений.

Поэтому, исходя из вышеперечисленного, правомерно будет сформулировать несколько ключевых вопросов.

Какие актуальные задачи ставит современный мир перед профессиональным образованием в области менеджмента?

Как должно быть организовано профессиональное образование в области экономики и менеджмента?

Каким образом учитывать в процессе обучения нелинейность экономических процессов и все увеличивающуюся скорость социально-экономических изменений?

Строго говоря, ответы на эти вопросы лежат за рамками настоящего доклада. Но без их четкого формулирования невозможно получить ясное представление о целях оценки компетенций при преподавании менеджерских дисциплин. 

При этом на первый план выходит проблема оценки не «уровня знаний» (что представляется некоторым атавизмом), а уровня умений решать определенный класс профессиональных задач. Если согласиться с констатацией, что сегодня мы не можем максимально полно определить классы профессиональных задач, которые учащимся придется решать в будущем, необходимо ориентировать их на более широкое умение решения нестандартных проблем.

Отсюда и оценка, на наш взгляд, должна состоять из уровней, подчиненных данной цели, что упростит не только контроль усвоения ЗУН (знаний, умений, навыков), но и позволит работодателю ориентироваться в результатах обучения (в том числе по программам дополнительного образования).

Представляется возможным представить данную систему, состоящую из 4-х уровней. Где верхний уровень (например, «А») предполагает умение слушателя (студента) решать нестандартные задачи в данной профессиональной области. Второй уровень – «В» – констатирует умение решать стандартные задачи. Третий уровень – «С» – говорит о полном освоении теоретического материала. Четвертый уровень – «D» – предполагает неполное, но достаточное освоение профессиональной теоретической базы.

Необходимо отметить, что данная система оценки легко интегрируется в заочную форму (в том числе с применением дистанционных технологий) обучения. Несколько упрощая, можно сказать, что тестовые задания направлены на выявление уровней С и D. Кейсовые (ситуационные) задачи, в зависимости от их «стандартности» позволяют определить уровни А и В.

Предлагаемый подход тем более актуален, что может использоваться и при применении дистанционных образовательных технологий, внедрение которых в настоящий момент идет довольно высокими темпами по всему миру.

Естественно, что данный подход не является панацеей от низкого уровня образовательной услуги. Можно использовать и другие подходы, направленные на формирование, выявление и оценку профессиональной компетенции учащегося. В любом случае, представляется необходимым постепенно заменять подобными предложенным выше моделям классические рефераты, которые зачастую копируются в интернете и, в лучшем случае, являются некой компиляцией на данную тему, а не самостоятельным рассуждением. То же касается и различного курсовых работ, которые, не секрет, пишутся по заказу и превратились не просто в бизнес, а по масштабу уже представляют собой в своего рода отрасль экономики. В результате получается, что одни (студенты, слушатели) как бы «учатся», а другие как бы «проверяют». И всем хорошо: одни получают документы о профессиональном образовании или повышении квалификации, а другие получают нагрузку и, соответственно с этим, заработную плату. Плохо только тем отраслям народного хозяйства, куда приходят на работу такие, с позволения сказать, горе-специалисты.

Очевидно, что в описанной выше проблеме «вина» не только системы высшего и дополнительного профессионального образования, а, в том числе, и особенности существующего в России рынка труда, когда кумовство и родственные связи влияют на карьерный рост куда сильнее, чем профессиональные знания, умения и навыки. Безусловно, в подобного рода сложных нелинейных системах трудно бывает четко выделить причину и следствие, а зачастую и невозможно, но надо с чего-то начинать. В данном случае с малого, а именно: с изменением методик оценки профессиональных компетенций менеджеров.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать следующие выводы.

В процессе формирования конечной цели образовательного процесса необходим стратегический подход, учитывающий не только нынешние требования к выпускникам вуза, но прогностическая оценка будущих задач, с использованием последних достижений науки. В том числе междисциплинарных наук, например, синергетика, самоорганизация, и т.п.

Особое внимание необходимо уделить и пересмотру подходов к оценке уровня компетенций и профессиональной подготовки выпускника вуза. Существующая система, основанная на оценке уровня знаний теоретических аспектов учебных дисциплин, на практике, не отвечает реальным потребностям работодателя и не всегда способствует успешному трудоустройству выпускника. Современному работодателю требуются увлеченные и любознательные сотрудники, стремящиеся к профессиональному росту, регулярному обновлению и расширению своих знаний. Представляется, что оценка компетенций и профессионализма выпускника должна учитывать его профессиональный кругозор, способности, навыки и умения в успешном решении конкретных профессиональных задач различного уровня сложности (стандартности). 


Мы доказали наши успехи
Наши выпускники
это топ менеджмент
ржд втб24 Майкрософт Комстар
альфабанк Вимм-билль-данн Азбука вкуса Газпромбанк
Мослифт JVC Каро фильм Аэрофлот
Мосэнерго Акадо inline Эконика
georgia pacific bmcsoftware ростелеком hp
Кондитеры Разгуляй абм партнер тнк bp
home credit bank сухой Билайн би эй си
сбербанк россии куда ru газпром медси
luxe media group ИОН цифровой центр Система нижфарм
неоторг
Подать заявку на консультацию
оставьте заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время
Заполняя данную форму, Вы подтверждаете
Согласие на обработку персональных данных.
Заказать обратный звонок
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время
Заполняя данную форму, Вы подтверждаете
Согласие на обработку персональных данных.