Корпоративная бизнес-школа: прагматичный подход или новая концепция?
29 / 04 / 2015
Цаплина О. С.,
преподаватель-консультант, эксперт по менеджменту и управлению персоналом, директор тренингового центра ВШБ ГУУ
Современный подход к управлению знаниями и системой обучения в компании потерпел серьезные корректировки в тех бизнесах, которые ощутили необходимость считать деньги и ориентироваться на бизнес-результаты. В этом смысле недавний экономический кризис стал хорошей «Школой бизнеса» и научил многих управленцев процессам бюджетирования, лояльности к клиентам, управлению персоналом и многим другим…жаль, что для некоторых компаний эти уроки оказались слишком дорогими. Так или иначе затраты на «уроки на ошибках» должны окупиться в будущем при помощи грамотной стратегической политики, управления рисками и бережливому отношению к ресурсам. Именно этот подход, на мой взгляд, и характеризует современную систему корпоративного обучения.
Почему Корпоративная бизнес-школа?
«Корпоративная бизнес-школа», не инновационное, но все-таки достаточно редко встречающееся в современном бизнесе явление. Основой для формирования такого подхода является интеграция корпоративных потребностей бизнеса с подходом классических бизнес-школ, отличительной особенностью которых является ориентация на системное поступательное развитие менеджмента и специалистов.
На мой взгляд такое название системы обучения имеет следующие составляющие:
- «Корпоративная» - ориентированная на потребности и задачи конкретной компании, существующая для компании.
- «Бизнес» - ориентированная на бизнес-показатели, в том числе финансовые, краткосрочные и долгосрочные результаты.
- «Школа» - структурированная, понятная поэтапная система, имеющая критерии оценки результативности персонала на каждом уровне.
В чем особенность подхода?
Основным лейтмотивом подхода Корпоративная бизнес-школа, как правило, является то, что система обучения реализуется на базе либо совместно с классической бизнес-школой, которая уже имеет большой опыт обучения и развития персонала любого уровня и из различных сфер бизнеса. Я бы не стала называть это аутсерсингом процесса обучения, так как в нашем случае задача компании взять только те ресурсы бизнес-школы, которые нужны ей здесь и сейчас и которые способны дополнить внутреннюю систему обучения ровно в той степени, которая необходима бизнесу. Такая модель позволяет сохранить приоритет корпоративных ценностей и не позволяет этим ценностям раствориться в безграничном океане знаний по менеджменту.
Для того, чтобы разобраться за счет чего корпоративная бизнес-школа способна реализовать вышеупомянутый подход и в то же время решать стратегические задачи, давайте проанализируем и сравним типичный корпоративный центр обучения и корпоративную бизнес-школу:
Критерии для сравнения
|
Корпоративная бизнес-школа
|
Корпоративный центр обучения
|
Место в компании, бизнесе
|
Чаще всего выходит за рамки компании (партнерство со специализированной бизнес-школой).
|
В большинстве случаев представляет собой подразделение внутри компании.
|
Показатели эффективности
|
Ориентированы в большей степени на финансовые показатели, постоянную оценку рентабельности затрат на обучение.
Расчет затрат возможен в том числе за счет конкретной и прозрачной стоимости программ бизнес-образования.
|
Ориентированы как на процессы, так и на финансы (в меньшей степени).
Рентабельность образовательных проектов оценивается в меньшей степени в связи с зачастую слабым вниманием к бюджетированию внутренних программ обучения
|
Программы обучения
|
Ориентированы не только на компанию, но и на рынок и отрасль.
Способны подготовить персонал к решению стратегических задач за счет широкого опыта по подготовке персонала всех уровней.
|
В большей степени ориентированные на внутренние процессы, трансляцию корпоративных стандартов.
Если речь идет о рынке, то в программах это отражается в сравнении с прямыми конкурентами
|
Преподаватели
|
Внутренние специалисты;
Профессиональные бизнес-тренеры;
Эксперты рынка;
|
Внутренние специалисты;
Профессиональные бизнес-тренеры;
|
Система обучения
|
Охватывает все уровни персонала, включая линейных руководителей и ТОП (например, корпоративные MBA программы).
|
Как правило, за счет собственных ресурсов способен развивать персонал от специалистов до линейного менеджмента, а ТОПов отдает на откуп внешним провайдерам и консультантам.
|
Каковы перспективы?
Явные и неявные отличия двух подходов мы рассмотрели, теперь давайте попробуем определить, какие преимущества все-таки дает сотрудничество с классической бизнес-школой для построения корпоративной системы обучения и развития персонала?
- Доступ компании к фундаментальным знаниям и международному опыту Школы бизнеса.
Речь идет не только о классических продуктах бизнес-образования, но и о возможных международных стажировках для менеджмента компании.
- Возможность привлекать внимание к себе, как к компании-работодателю.
Прежде всего, речь идет о сотрудничестве с центром карьеры Школы бизнеса.
- Вовлеченность в развитие всех, включая владельцев бизнеса.
Школа бизнеса – это не только платсдарм для развития наемного персонала, но и площадка для новых возможностей владельцев бизнеса. На базе школы формируются профессиональные связи, рождаются инвестиционные проекты, новые бизнесы.
- Дополнительные возможности.
Статус и репутация партнера (бизнес-школы) по развитию персонала любой компании является безусловным преимуществом по сравнению с конкурентами, расширяет возможности бизнеса, настраивает на проактивный характер работы всего менеджмента.
- И как теперь с этим жить?
Итак, если целью развития персонала видится долгосрочная перспектива вашего бизнеса, выход на новые рынки, достижение амбициозных задач, то форма «Корпоративная бизнес-школа», это тот инструмент, который может стать «путеводной звездой вашего успеха». Тем более, что формы и методы сотрудничества и взаимодействия между современной бизнес-школой и компанией гибки и приобретают те очертания, которые способны помогать эффективно делать бизнес не только сегодня, но и в перспективе.