Актуальные задачи развития логистического аутсорсинга в России
02 / 03 / 2016
Д.В. Петухов
кандидат экономических наук, доцент
Елисеева В.Н.
аспирант
(ГУУ, г. Москва)
Проблема развития логистической системы России включает в себя несколько более частных конкретных задач, стоящих не только и не столько перед отечественными научными школами в данной области, но и перед государственными регуляторами. Одной из важнейших, на наш взгляд, в этом перечне является задача развития логистического аутсорсинга. [2]
На настоящий момент, с приходом в Россию крупнейших западных компаний – производителей и ритейлеров, возникла потребность в профессиональных логистических услугах. Поэтому наблюдается рост спроса на данный вид услуг и со стороны российских компаний. Основные тенденции развития рынка подтверждаются результатами ежегодных исследований. Среди них можно выделить ряд основных зарубежных и отечественных ресурсов:
-
ежегодный аналитический обзор итогов развития логистики по методологии Всемирного банка (Logistics Performance Index);
-
индекс развития рынка логистики в странах с развивающейся экономикой – EMLI (Emerging Market Logistics Index) разработанный исследовательским институтом «Transport Intelligence» (Великобритания);
-
Annual State of Logistics Report предоставляемый Советом профессионалов в управлении цепями поставок (Council of Supply Chain Management Professionals);
-
«Российский рынок транспортно-логистических услуг» от РБК и аналогичных исследований, проводимых Евроазиатской логистической ассоциацией.
По результатам вышеперечисленных исследований можно увидеть, что большинство российских предприятий не спешит прибегать к услугам 3PL-провайдеров. Сегодня в России на аутсорсинг логистическим операторам в рамках 3PL-логистики передано не более трети товарооборота, а остальные собственные грузопотоки торговые и промышленные предприятия обслуживают самостоятельно. И это несмотря на то, что самостоятельная работа непрофессионалов на рынке логистических услуг и является довольно затратной. Среди причин этого: неуверенность в способностях аутсорсеров выполнять передаваемые им бизнес-функции с меньшими затратами и более высоким качеством, вероятность потери части конфиденциальной информации и отсутствие экономических инструментов оценки эффективности реализации аутсорсинг-проектов. [6]
Исследования показывают, что в современных условиях вопросы передачи основных логистических функций внешней организации – 3PL-провайдеру логистических услуг – недостаточно изучены. Основная причина этого в отсутствии теоретических и методических наработок в данной области.
Анализ современной отечественной и зарубежной экономической и исследовательской литературы показывает, что многие вопросы, связанные с управлением цепями поставок на основе привлечения профессиональных логистических компаний и аутсорсинга логистических функций, не имеют однозначного толкования. Для развития данного направления большое значение имеют исследования рынка логистических услуг, положительных и отрицательных сторон аутсорсинговых моделей, специфики российских условий их внедрения, а также разработка методологических подходов к формированию стратегий и выбору 3PL-операторов. [4]
Так, Аникин Б.А., Агарков А.П. и Рудая И.Л. в работе «Аутсорсинг и аутстаффинг» подробно рассматривают аутсорсинг логистических функций и бизнес-процессов. А также дают полное представление о спектре услуг, предоставляемых логистическими провайдерами, и обосновывают высокую эффективность аутсорсинг-проектов в области логистики. В частности, авторы пишут: «компании, использующие ЗРL-подход, могут сократить затраты на управление запасами с 15 до 30% ... 56% респондентов достигли снижения затрат при использовании ЗРL-подхода … логистические издержки снизились на 8,2%; логистические активы сократились на 15,6%; средний цикл заказа продукции сократился с 10,7 до 8,4 дня; общие запасы сократились на 5,3%». [1]
Прокофьевой Т. А. и Сергеевым В. И., в работе «Логистические центры в транспортной системе России», проведено исследование мировых тенденций развития рынка транспортно-логистических услуг. В частности, проведен анализ отечественного и зарубежного опыта создания логистических центров, системно изложены методология и теоретические основы формирования и организации функционирования логистических центров, рассмотрены практические вопросы реализации проектов логистических центров в транспортном комплексе России. Отмечается, что: «для повышения эффективности функционирования транспортного комплекса, развития интермодальных перевозок грузов по международным транспортным коридорам (МТК), а также реализации транзитного потенциала России в глобальной системе МТК требуются принципиально новые подходы. В их основу должны быть заложены принципы логистики и логистического менеджмента, приоритетность развития транспортно-логистической инфраструктуры и формирование интегрированных транспортно-логистических систем на региональном, межрегиональном и международном уровнях». [5]
Последние общемировые тенденции на данном рынке можно продемонстрировать следующими утверждениями. Так, например, ведущие мировые аналитики и консультанты в области логистики утверждают, что ситуация на мировом рынке 3PL-услуг будет смещаться в сторону все большей «комплексности», включая хеджирование и прочие услуги. Это наглядно демонстрируется списком топ-50 международных операторов 3PL за 2014-15гг., составленным консалтинговой компанией «Армстронг&Associates». В частности, подтверждается наблюдение, что грузоотправителям необходимо предоставлять разнообразие вариантов. «Грузоотправители предпочли бы работать с несколькими поставщиками, но масштаб и производительность операций часто требует найма нескольких операторов 3PL с целью оптимизации международных поставок», говорит Эван Армстронг, президент консалтинговой компании. [7]
Крупные транснациональные производители, дистрибьюторы и розничные торговцы требуют от своих операторов 3PL предлагать более широкий набор последовательных и надежных услуг при все большей географии, охвату большего количества стран, а также интегрировать эти услуги в свои бизнес-процессы, таким образом, чтобы они могли использовать их в качестве ключевой компетенции и конкурентного преимущества. Как следствие, 3PL-отрасль развивается в соответствии с этими новыми требованиями заказчика, за счет сочетания слияний (поглощений) и наступательных стратегий роста.
Что же касается ситуации в России, то несмотря на то, что концепция 3PL постепенно приобретает популярность, в силу недостаточной развитости отечественных транспортно-экспедиторских стандартов и традиционного недоверия отечественных компаний к заключению долгосрочных аутсорсинговых контрактов, развивается не так быстро, как этого требуют современные тенденции мировой экономики. [1]
В основном такое развитие идет за счет проникновения на российский рынок транснациональных логистических операторов, опирающихся на собственные корпоративные стандарты и организационно-технологические механизмы, построенные на основе западных нормативных фундаментов и традиций. Такая схема реализации сервисов глобальных операторов ведет к перекосу транспортно-логистического рынка в сторону все большего использования западной логистической инфраструктуры в ущерб развития национального рынка логистики.
Исходя из особенностей ситуации на российском логистическом рынке, принимая во внимание мировой опыт, а также учитывая основные тенденции развития логистики и возникающие новые требования к логистическим провайдерам, можно сформулировать основные исследовательские и практические задачи в данной области:
-
анализ тенденции развития логистического аутсорсинга в России и за рубежом;
-
разработка научно-методических рекомендаций для совершенствования логистических систем в крупных городах РФ;
-
разработка методики выбора и реализации оптимальной стратегии действий 3PL-оператора в конкретном регионе с учетом региональных условий;
-
адаптация методов построения поддерживающих систем контроллинга и KPI 3PL-операторов логистики с учетом отечественных условий.
Решением вышеперечисленных задач данная проблематика, безусловно, не исчерпывается, однако, она представляется нам наиболее актуальной на настоящий момент и именно эти задачи требуют своего решения в первую очередь. Тем более, что это можно считать частью формирования национальной логистической стратегии. [3]
Литература
-
Аникин Б.А., Агарков А.П., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: монография. – М.: Хлебпродинформ, 2009. – 215 с.
-
Ермаков И.А. Становление научных школ кафедры логистики ГУУ / И.А. Ермаков, Е.Е. Филиппов, С.С. Белова // Логистика. – 2014. – №10 (95). – С. 71-75.
-
Ермаков И.А., Петухов Д.В. Постановка проблемы развития национальной логистической системы // Логистика. – 2014.- № 11 (96).
-
Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина и Т.А. Родкиной. / Воронов В.И., Водянова В.В., Гапонова М.А., Ермаков И.А., Ефимова В.В., Серова С.Ю., Серышев Р.В., Филиппов Е.Е., Пузанова И.А., Учирова М.Ю., Рудая И.Л и др. — М.: Проспект, 2013.
-
Прокофьева Т.А., Сергеев В.И. Логистические центры в транспортной системе России: Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2012. – 524 с.
-
Титюхин Н., Овчаренко Н. Кооперация – основа становления рынка транспортно-логистических услуг // - www.loglink.ru
-
2014/15 Top 50 Global & Domestic US Third-Party Logistics Providers //Armstrong & Associates. // www.supplychain247.com