Высшая Школа Бизнеса ГУУ. Статьи
+7 (495) 510-65-85
+7 (495) 371-32-55
Отдел набора и договоров
+7 (985) 362-00-40
После 18:00
Заказать обратный звонок
Контакты
109542, Москва, Рязанский проспект, 99, Главный учебный корпус (вход со стороны Рязанского проспекта), 1-й этаж, от поста охраны налево до конца коридора
Проезд: станция метро "Выхино"
mba@guu.ru
Мы в социальных сетях:
Заказать обратный звонок
Отзывы
Я получил от Высшей школы бизнеса Государственного Университета Управления замечательный опыт. Обучение было полезным во всех смыслах. Надо сказать, человек начинает разрушаться, как только останавливает в себе тягу к развитию и познанию. Давид Тавадзе
Я обучался на программе МВА в ВШБ ГУУ на специализации: «Корпоративное управление и финансы». Об обучении по программе МВА задумался в конце 90х. Рассматривал три варианта: Англия (LBS), Франция (INSEAD), Испания (IESE). Скорее всего, поехал бы в Испанию, но c подачи академика Дмитрия Семёновича Львова пришел в Высшую школу бизнеса Государственного университета управления. Мороз Юрий Николаевич
+7 (985) 362-00-40
После 18:00
Ежедневно10:00 – 18:00
Актуальные задачи развития логистического аутсорсинга в России

02 / 03 / 2016

Д.В. Петухов
кандидат экономических наук, доцент
Елисеева В.Н.
аспирант
(ГУУ, г. Москва)

Проблема развития логистической системы России включает в себя несколько более частных конкретных задач, стоящих не только и не столько перед отечественными научными школами в данной области, но и перед государственными регуляторами. Одной из важнейших, на наш взгляд, в этом перечне является задача развития логистического аутсорсинга. [2]

На настоящий момент, с приходом в Россию крупнейших западных компаний – производителей и ритейлеров, возникла потребность в профессиональных логистических услугах. Поэтому наблюдается рост спроса на данный вид услуг и со стороны российских компаний. Основные тенденции развития рынка подтверждаются результатами ежегодных исследований. Среди них можно выделить ряд основных зарубежных и отечественных ресурсов:

  • ежегодный аналитический обзор итогов развития логистики по методологии Всемирного банка (Logistics Performance Index);

  • индекс развития рынка логистики в странах с развивающейся экономикой – EMLI (Emerging Market Logistics Index) разработанный исследовательским институтом «Transport Intelligence» (Великобритания);

  • Annual State of Logistics Report предоставляемый Советом профессионалов в управлении цепями поставок (Council of Supply Chain Management Professionals);

  • «Российский рынок транспортно-логистических услуг» от РБК и аналогичных исследований, проводимых Евроазиатской логистической ассоциацией.

По результатам вышеперечисленных исследований можно увидеть, что большинство российских предприятий не спешит прибегать к услугам 3PL-провайдеров. Сегодня в России на аутсорсинг логистическим операторам в рамках 3PL-логистики передано не более трети товарооборота, а остальные собственные грузопотоки торговые и промышленные предприятия обслуживают самостоятельно. И это несмотря на то, что самостоятельная работа непрофессионалов на рынке логистических услуг и является довольно затратной. Среди причин этого: неуверенность в способностях аутсорсеров выполнять передаваемые им бизнес-функции с меньшими затратами и более высоким качеством, вероятность потери части конфиденциальной информации и отсутствие экономических инструментов оценки эффективности реализации аутсорсинг-проектов. [6]

Исследования показывают, что в современных условиях вопросы передачи основных логистических функций внешней организации – 3PL-провайдеру логистических услуг – недостаточно изучены. Основная причина этого в отсутствии теоретических и методических наработок в данной области.

Анализ современной отечественной и зарубежной экономической и исследовательской литературы показывает, что многие вопросы, связанные с управлением цепями поставок на основе привлечения профессиональных логистических компаний и аутсорсинга логистических функций, не имеют однозначного толкования. Для развития данного направления большое значение имеют исследования рынка логистических услуг, положительных и отрицательных сторон аутсорсинговых моделей, специфики российских условий их внедрения, а также разработка методологических подходов к формированию стратегий и выбору 3PL-операторов. [4]

Так, Аникин Б.А., Агарков А.П. и Рудая И.Л. в работе «Аутсорсинг и аутстаффинг» подробно рассматривают аутсорсинг логистических функций и бизнес-процессов. А также дают полное представление о спектре услуг, предоставляемых логистическими провайдерами, и обосновывают высокую эффективность аутсорсинг-проектов в области логистики. В частности, авторы пишут: «компании, использующие ЗРL-подход, могут сократить затраты на управление запасами с 15 до 30% ... 56% респондентов достигли снижения затрат при использовании ЗРL-подхода … логистические издержки снизились на 8,2%; логистические активы сократились на 15,6%; средний цикл заказа продукции сократился с 10,7 до 8,4 дня; общие запасы сократились на 5,3%». [1]

Прокофьевой Т. А. и Сергеевым В. И., в работе «Логистические центры в транспортной системе России», проведено исследование мировых тенденций развития рынка транспортно-логистических услуг. В частности, проведен анализ отечественного и зарубежного опыта создания логистических центров, системно изложены методология и теоретические основы формирования и организации функционирования логистических центров, рассмотрены практические вопросы реализации проектов логистических центров в транспортном комплексе России. Отмечается, что: «для повышения эффективности функционирования транспортного комплекса, развития интермодальных перевозок грузов по международным транспортным коридорам (МТК), а также реализации транзитного потенциала России в глобальной системе МТК требуются принципиально новые подходы. В их основу должны быть заложены принципы логистики и логистического менеджмента, приоритетность развития транспортно-логистической инфраструктуры и формирование интегрированных транспортно-логистических систем на региональном, межрегиональном и международном уровнях». [5]

Последние общемировые тенденции на данном рынке можно продемонстрировать следующими утверждениями. Так, например, ведущие мировые аналитики и консультанты в области логистики утверждают, что ситуация на мировом рынке 3PL-услуг будет смещаться в сторону все большей «комплексности», включая хеджирование и прочие услуги. Это наглядно демонстрируется списком топ-50 международных операторов 3PL за 2014-15гг., составленным консалтинговой компанией «Армстронг&Associates». В частности, подтверждается наблюдение, что грузоотправителям необходимо предоставлять разнообразие вариантов. «Грузоотправители предпочли бы работать с несколькими поставщиками, но масштаб и производительность операций часто требует найма нескольких операторов 3PL с целью оптимизации международных поставок», говорит Эван Армстронг, президент консалтинговой компании. [7]

Крупные транснациональные производители, дистрибьюторы и розничные торговцы требуют от своих операторов 3PL предлагать более широкий набор последовательных и надежных услуг при все большей географии, охвату большего количества стран, а также интегрировать эти услуги в свои бизнес-процессы, таким образом, чтобы они могли использовать их в качестве ключевой компетенции и конкурентного преимущества. Как следствие, 3PL-отрасль развивается в соответствии с этими новыми требованиями заказчика, за счет сочетания слияний (поглощений) и наступательных стратегий роста.

Что же касается ситуации в России, то несмотря на то, что концепция 3PL постепенно приобретает популярность, в силу недостаточной развитости отечественных транспортно-экспедиторских стандартов и традиционного недоверия отечественных компаний к заключению долгосрочных аутсорсинговых контрактов, развивается не так быстро, как этого требуют современные тенденции мировой экономики. [1]

В основном такое развитие идет за счет проникновения на российский рынок транснациональных логистических операторов, опирающихся на собственные корпоративные стандарты и организационно-технологические механизмы, построенные на основе западных нормативных фундаментов и традиций. Такая схема реализации сервисов глобальных операторов ведет к перекосу транспортно-логистического рынка в сторону все большего использования западной логистической инфраструктуры в ущерб развития национального рынка логистики.

Исходя из особенностей ситуации на российском логистическом рынке, принимая во внимание мировой опыт, а также учитывая основные тенденции развития логистики и возникающие новые требования к логистическим провайдерам, можно сформулировать основные исследовательские и практические задачи в данной области:

  • анализ тенденции развития логистического аутсорсинга в России и за рубежом;

  • разработка научно-методических рекомендаций для совершенствования логистических систем в крупных городах РФ;

  • разработка методики выбора и реализации оптимальной стратегии действий 3PL-оператора в конкретном регионе с учетом региональных условий;

  • адаптация методов построения поддерживающих систем контроллинга и KPI 3PL-операторов логистики с учетом отечественных условий.

Решением вышеперечисленных задач данная проблематика, безусловно, не исчерпывается, однако, она представляется нам наиболее актуальной на настоящий момент и именно эти задачи требуют своего решения в первую очередь. Тем более, что это можно считать частью формирования национальной логистической стратегии. [3]

Литература

  1. Аникин Б.А., Агарков А.П., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: монография. – М.: Хлебпродинформ, 2009. – 215 с.
  2. Ермаков И.А. Становление научных школ кафедры логистики ГУУ / И.А. Ермаков, Е.Е. Филиппов, С.С. Белова // Логистика. – 2014. – №10 (95). – С. 71-75.
  3. Ермаков И.А., Петухов Д.В. Постановка проблемы развития национальной логистической системы // Логистика. – 2014.- № 11 (96).
  4. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина и Т.А. Родкиной. / Воронов В.И., Водянова В.В., Гапонова М.А., Ермаков И.А., Ефимова В.В., Серова С.Ю., Серышев Р.В., Филиппов Е.Е., Пузанова И.А., Учирова М.Ю., Рудая И.Л и др. — М.: Проспект, 2013.
  5. Прокофьева Т.А., Сергеев В.И. Логистические центры в транспортной системе России: Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2012. – 524 с.
  6. Титюхин Н., Овчаренко Н. Кооперация – основа становления рынка транспортно-логистических услуг // - www.loglink.ru
  7. 2014/15 Top 50 Global & Domestic US Third-Party Logistics Providers //Armstrong & Associates. // www.supplychain247.com

Мы доказали наши успехи
Наши выпускники
это топ менеджмент
ржд втб24 Майкрософт Комстар
альфабанк Вимм-билль-данн Азбука вкуса Газпромбанк
Мослифт JVC Каро фильм Аэрофлот
Мосэнерго Акадо inline Эконика
georgia pacific bmcsoftware ростелеком hp
Кондитеры Разгуляй абм партнер тнк bp
home credit bank сухой Билайн би эй си
сбербанк россии куда ru газпром медси
luxe media group ИОН цифровой центр Система нижфарм
неоторг
Подать заявку на консультацию
оставьте заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время
Заполняя данную форму, Вы подтверждаете
Согласие на обработку персональных данных.
Заказать обратный звонок
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время
Заполняя данную форму, Вы подтверждаете
Согласие на обработку персональных данных.